Композитор Цезарь Кюи внес большой вклад в развитие детской музыки своими хорами, песнями и фортепианными произведениями, написанными специально для маленьких слушателей и исполнителей. Для детей сочинил Кюи и четыре оперы-сказки: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка» (посвящена цесаревичу Алексею), «Кот в сапогах» и «Иванушка-дурачок».
Как видно из названий опер, две из них написаны на сюжет сказок Ш. Перро, а две другие — по русским народным сказкам.
Оперы-сказки появляются одна за другой с 1905 г. по 1914 г. : обращение композитора к детской музыке в этот период связано с знаменательным для
Кюи событием — рождением в 1905 г. внука. Еще одной причиной, побудившей композитора обратиться к операм-сказкам, стало знакомство и сотрудничество Кюи с педагогами, занимавшимися музыкально-эстетическим воспитанием детей: М.С. Поль (она стала автором либретто первых трех опер-сказок) и Н.Н. Доломановой (написала либретто оперы «Иванушка-дурачок»).
⠀
Все оперы обладают красивой мелодичной музыкой, в небольших легко запоминающихся ариях слышны романсовые и песенные интонации. Оркестровые картины в операх звукоизобразительны и, как правило, передают чудесные и волшебные эпизоды сказок (например, эпизод преображения Иванушки из последней оперы-сказки). См. «Колыбельная внуку: тема детства в творчестве композитора Цезаря Кюи».
⠀
Оркестр играет главную роль и в передаче образов отрицательных персонажей, которых в своих операх Кюи лишает красивых развернутых сольных номеров. Основу партий Людоеда из «Кота в сапогах» и Змея из «Снежного богатыря» составляют сухие речитативы.
Постановки детских опер Кюи, осуществленные при жизни композитора, имели успех. В последующие годы, детские оперы, как и другие произведения Кюи, практически не вспоминали (хотя, надо отметить, что в советское время 2 оперы были переизданы с измененным текстом либретто).
⠀
В последнее время вновь возобновляет интерес к детским операм-сказкам Кюи: к ним обращаются, как профессиональные артисты (оперы «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка» были восстановлены на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера»), так и любительские студии и детские хоровые коллективы.