Сен-Санс

СЕН-САНС И ЕГО «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ»

Большая зоологическая фантазия — такой подзаголовок сам Сен-Санс дал своему знаменитому циклу «Карнавал животных».

Это одно из самых известных и любимых слушателями классических произведений появилось в 1886 г., но издан цикл по желанию автора был лишь после его смерти.


Четырнадцать номеров «Карнавала…» наполнены юмором, аллюзиями, музыкальными цитатами и звукоизобразительными эффектами.

Мимо слушателей фантазии проносятся огромными прыжками кенгуру.  Чтобы достигнуть этого эффекта Сен-Санс «раскидал» по клавиатурам двух роялей быстрые стаккатированные (отрывистые) аккорды.

На фоне бравурного и блестящего марша слышен грозный рев царя зверей (раскатистые и напористые пассажи).

Тут же неподалеку кудахчут курицы и петухи, а где-то из леса раздается клич кукушки (ее роль поручена кларнету). А вот совсем рядом с нами семенит «персонаж с длинными ушами», узнаем о его приближении по фирменному крику. Протяжное и скрипучее «И-аааа» — зашифровано композитором в  огромных неудобных скачках, исполняемых скрипками.

Лирическим центром цикла становится прекрасный «Лебедь» в исполнении виолончели (это та самая музыка, под которую Анна Павлова танцевала своего «Умирающего…»).

Тяжеловесный слон приходит на карнавал вместе с контрабасом. Этот массивный и неповоротливый инструмент исполняет в цикле парящую вальсовую тему, напоминающую об одном произведении Берлиоза.

Медлительные «Черепахи» в фантазии Сен-Санса тоже отмечены интересными музыкальными отсылками: они плавно передвигаются под интонации … знаменитого канкана из оперетты Оффенбаха.

В другом номере («Ископаемые») слух улавливает еще один знакомый мотив, на сей раз из каватины Розины из «Севильского цирюльника» Россини. В «Карнавале» Сен-Санс цитирует не только своих коллег, но и самого себя:  в тех же  «Ископаемых» появляется тема из «Пляски смерти».

На карнавале «присутствуют» не только знаменитые композиторы и звери, но и … «Пианисты» —  в своем номере два рояля неистово соревнуются в игре гаммобразных пассажей.

Инструменты, закрепленные композитором за тем или иным персонажем, ярко характеризуют героев карнавала с помощью особенностей тембров своих голосов.


Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

Список всех частей цикла:

Интродукция и королевский марш льва

Курицы и петухи

Куланы — животные быстрые

Черепахи

Слон

Кенгуру

Аквариум

Персонаж с длинными ушами»

Кукушка в глубине леса

Птичник

Пианисты

Ископаемые

Лебедь

Финал

Фильм с элементами анимации по мотивам фантазии Сен-Санса:

Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять